Так сокрушительно, что ты заткнешься и поверишь
Примерно такой эффект хочется производить на людей каждый раз убеждая, доминируя, но вот что-то пошло не так:
Типовой кошмар: ты плывешь по озеру, уверенно рассекая воду, и вдруг оказываешься в вязком, вонючем, хлюпающем болоте. Твои мощные гребки застревают в этом тянущем киселе, ты тонешь, тебя накрывает паника. Ты совершаешь тысячу мелких бессмысленных движений; лихорадка, жар, озлобленность искажают восприятие, рисуют внешний мир полем боя за безнадежно идущую ко дну самооценку.
Это не сон: это спор. Ты заливался скворцом, почти навязав свое мнение, но тебе вдруг возразили и случилась война.
Война зашла в каждый дом: старый надутый дурак, насмотревшийся зомбоящика, поучает свое большое семейство, не терпит возражений, давит авторитетом, которого давно уже нет: все над ним тайно посмеиваются. И тут в комнату вошел правдолюб, мало того – правдоруб! Не побоялся деда, не смолчал, уперся, защитил святое и был проклят, изгнан, отлучен от наследства, стерт из памяти.
Хер бы с наследством – но вот правда: стоила она того? Рвать социальные связи, душить уверенностью несогласных? Есть ли моральное право навязывать свое мнение, когда в нем абсолютно уверен?
Ведь понимаешь, что заведомо никого не убедить: в спорах рождается не истина, но ненависть. Набитые шишки не учат дурака, а сноба, умника, гордеца?
Так просто правда кричит в крови, и ее не заткнуть, не позабыть – она всегда прорвется, она должна жить вольно.
Да и цель главная не переубедить (это вообще даже не физически, а физиологически невозможно, по крайней мере сразу), а заставить осознать, что существует иное мнение, проработанное, с уравновешенной, остроумной, разветвленной и пластичной системой доказательств. И когда противник рано или поздно столкнется в жизни (а уж он столкнется, поверьте!) с ломовым, убийственным доказательством не своей, а чужой – невозможной! – теории, он уже будет подготовлен ее воспринять на более глубоком уровне, а со временем, вероятно, даже проглотить как горькое, ненавистное, но единственное лекарство.
Но пока он уперт как баран в заплечном мешке голодного цыгана и начинает истошно орать.
Он несет лютую чушь и ересь, не способен легитимно защитить себя в споре, а оправдывается постмодернизмом: дескать, каждый имеет право на собственное мнение и пусть все так и останутся при своем. Беда в том, что ахинея и бред – это не мнение, это стыд и позор. Мнение подразумевает индивидуальную, продуманную досконально, выстраданную бессонными ночами позицию, которую ты можешь логически обосновать, фактически подкрепить. А если ты мычишь и яришься, оскорбляешь, переходя на личности – это не довод, не аргумент, а доказательство твоего самообмана и лицемерия.
Но постмодерн и длит свое паразитическое существование как лакуна незнания, ханжества и непомерно раздутого самомнения каждого, кто самовольно провозглашает себя локальным экспертом, диванным пророком, спонтанным мудрецом, а прищучить его в современном, интеллектуально равноправном, горизонтальном социуме, утратившем институт экспертизы, где все позиции и мнения официально признаны и даже уважаемы, не представляется этически возможным. Только бить мордой об стол, что не гуманно, не толерантно, да и неприлично.
Остается одно ломовое средство:
Творчество как идеальная практика, чтобы навязать свое мнение, используя механизм максимальной художественной выразительности; задействуя эмпатию харизматичным героям, вовлеченность в лихой сюжет. Где зритель, увлекшись ярким повествованием, максимально доступен, беззащитен для любого незаметного воздействия.
Казалось бы – что за одержимость? Лезть в каждый незащищенный, невинный ум, распространять там свои приоритеты, вкусы и целые доктрины, но обязательно утвердится, вписаться, прорости?
Так это не злая воля, а безликая сила природы:
Вершина эволюции – когда существо осознает себя и начинает распространять мемы (в прямом, научном смысле) вместо передачи генов (что умеет делать любая инфузория, фактически - каждое живое существо). Генетический набор произвольный и не зависит от твоего желания, он дан тебе при рождении. Размножиться - много ума не надо. А утверждая мемы при помощи творчества, ты разбрасываешь по миру и завещаешь для будущего культурные коды, насыщенные теми идеями, в которые ты действительно веришь: ты выбрал их сам, осознал, пережил и отобрал как важные и полезные для других людей.
И в этой войне все средства хороши.
Ведь в конце концов я прав.
А ты заткнешься и поверишь.
Я просто умнее и опытнее и этого достаточно.
По крайней мере в этом мире именно так всё и работает.
А новый чудный мир объективной истины строить долго, тяжело и уж точно не нам.