Издать книгу

"Старая крепость" - недетский роман, написанный в первой половине XX века о современных событиях

Красный уголок

"Старая крепость" - недетский роман, написанный в первой половине XX века о современных событиях
Этим обзором хотелось бы стартовать небольшой цикл об известных и малоизвестных, но заслуживающих самого пристального внимания, художественных произведениях советской эпохи. Цель данного цикла - лишний раз проследить правдивую историю СССР с его истоков, грандиозность и величественность замыслов и свершений Человека в начале пути к построению справедливого коммунистического общества и на этапе сворота на кривую дорожку через призму художественной литературы разных годов.
В руках у меня роман-трилогия "Старая крепость" Владимира Павловича Беляева. Искушенный читатель, особенно любитель фантастики, сразу вспомнит Беляева фантаста - автора "Человека-амфибии" и "Головы профессора Доуэля", но это другой - более знаменитый однофамилец Александр Романович Беляев. Первая часть трилогии написана в 1936, а последняя в 1950 году уже по следам Великой Отечественной войны.
Книга позиционируется как литература для старшего школьного возраста, но будет она интересна и любому взрослому человеку, кто ее не читал и интересуется этими не такими уж давними событиями. Тем паче, что действие происходит на Западной Украине в городке Каменец-Подольский Хмельницкой области, имеющем свою большую историю с раннего средневековья, а историческое подобие описанных событий начала ХХ-го века и постсоветского времени, 90-х и 2000-х просто поражают.
Главные герои - 12-летние хлопцы Василь Манджура, Юзик Стародомский, Петька Маремуха и присоединившийся позже Сашка Бобырь. Повествование идет от лица Василя Манджуры. Разгар гражданской войны, Красная Армия ведет бои с деникинскими частями. В это время на части территории Украины, желая хапнуть свой куш, пытаются взять власть националистические силы, главным лицом которых становится Симон Петлюра. Петлюровская атрибутика знакома - желто-голубой флаг, золоченые трезубцы. Знакомы и приемчики - вместо портретов русских писателей вешаются портреты петлюровских министров, запрещается изучение русского языка, отменяется общая история и вводится история только Украины, естественно в удобной интерпретации по учебнику украинского националиста Грушевского. И речи знакомы - "молодые сыны самостийной Украины" должны хорошо учиться в гимназии и заниматься в скаутских отрядах, чтобы, окончив учение, поступить в военные петлюровские школы".
Здесь наши современные охранители и поклонники России, которую они потеряли, злорадно осклабятся, но вынужден остудить их пыл - Красная Армия, как уже говорилось, сражалась и с петлюровцами, и с белой Добрармией, символикой и лозунгами которой можете поинтересоваться на просторах интернета.
Вспоминается как на уроках украинского языка в 90-х, на Киевщине, немолодая уже учительница рассказывала о несчастной ущемленной, практически рабской, жизни под игом Советского Союза. И вот, наконец, оковы сброшены, незалежные государства могут без рамок и ограничений наслаждаться родным языком, стремительно погружая в нищету большую часть населения и одновременно обогащая на ровном месте народившийся правящий класс собственников-капиталистов. Надо сказать, у нас была масса литературы на украинском и белорусском языках, до сих пор помню книжку украинских сказок с замечательными иллюстрациями. Во всех республиках в школах преподавались местные язык и литература. Вот так проклятые "совки" притесняли народ по национальному признаку. Что характерно, в "Старой крепости" описывается ситуация с запретом использования русского языка(!) и обязательным преподаванием исключительно на украинском - и продвигает это никто иной, как вражеский агент, пробравшийся на должность заведующего окружным отделом народного образования, некий Зенон Печерица, бывший "галицкий сичовый стрелец".
Василь, Петька, Сашка Бобырь, Юзик по прозвищу Куница - жители бедняцкой окраины, Заречья. Отец Маремухи - сапожник, Юзика - ловец бродячих собак, Манджуры - наборщик в типографии. На центральных улицах города живут их недруги - панычи-гимназисты, которые, недолго думая, сменили серебряные пальмовые веточки на фуражках от царского режима на петлюровские трезубцы с подложенными шелковыми желто-голубыми ленточками. Один из них, чванливый сынок местного зажиточного доктора, Котька Григоренко не раз пересечется с главным героем при разных обстоятельствах.
Еще одним знаковым подобием событий с разницей в 100 лет становится подобострастное отношение украинских националистов к западным союзникам. Петлюра, не в силах тягаться с рабоче-крестьянской армией, ищет подмогу и находит ее в лице пилсудской Польши, естественно "не задарма", а в обмен на долю в ограблении родных краев. В одном из эпизодов, в ответ на лакействующее выслуживание командира отряда петлюровцев, один пилсудчик замечает другому: "Но чего пан поручик хочет? Он мужик и мужиком сгинет".
Прекрасной иллюстрацией готовности буржуазных политиков использовать любые символы в любом смысле для своей выгоды (вспоминаем галоши) является эпизод с декламацией стихотворения Тараса Шевченко. На празднике в честь важных гостей - самого Петлюры и высокопоставленных польских офицеров - Манджуру назначают читать стихи. Поначалу все шло хорошо, гостям нравится, они аплодируют, но когда воодушевленный хлопчик доходит до строк про ксендзов, которые пришли и запалили "наш тихий рай", все летит кувырком. "Так оскорбить наших союзников! Так оскорбить католическую церковь!" - вопит директор гимназии. В этот раз такой проступок выливается для Василя в карцер, а в следующий, когда Манджура дерется с зарвавшимся Котькой Григоренко, его папаша настаивает и вовсе на изгнании паренька из гимназии.
Крестьянская и городская беднота хапнула горя и при бесчинствах кайзеровских оккупантов, и при двурушнике гетмане, при петлюровских самостийниках и прочих обыкновенных бандитах, сколотивших шайки и устраивавших разбой, убийства, расстрелы, погромы. Только "уважаемые" богачи неплохо жили при любой власти, помогая и участвуя в их преступлениях. Выросшие в нищете ребята естественным образом ненавидят жирующих панычей, с нетерпением ждут Красную Армию, устраивают петлюровцам и их прихлебателям мелкие диверсии. Так они с деревенскими сверстниками организуют целую битву отряду бойскаутов-гимназистов, забросав их лагерь бутылками с негашеной известью, Василь Манджура отплачивает крепким ударом Котьке Григоренко, а из куска трофейного знамени Юзик, по праву жребия, делает самую нарядную рубаху, которая у него когда-либо была – голубого цвета.
В конце первой книги Юзик расстается со своими друзьями, чтобы учиться в морской школе в Киеве, где проживает его дядька. Встретятся они вновь уже взрослыми состоявшимися людьми, честно трудящимися на благо своей социалистической Родины.
Автор раскрывает историческую ситуацию в Советской России с множеством внешних и внутренних врагов в лице бывших петлюровцев, белогвардейцев, врагов советской власти. Некоторые из них просто бандитствуют - грабят, убивают на большой дороге, - другие совершают диверсии на деньги западных буржуев, самые опасные внедряются в органы власти, занимают важные должности, как упомянутый выше Печерица, даже пролезают в партию. Вспоминаем Якова Лукича из «Поднятой целины», которому есаул Половцев строго наказывал не выходить из колхоза и всячески вредить его развитию. Но наиболее вредоносный слой общества – это многочисленные приживалы, приспособленцы, конформисты, погрязшие в мещанстве люди, которые ради личной сиюминутной выгоды проводили не менее разрушительную антинародную деятельность. В отличие от коммунистов, комсомольцев, большевиков. Не тех изменников-членов КПСС, что, начиная с хрущевских времен, пользуясь своим положением, тащили всяческое барахло в свои квартиры, забыв о классовой борьбе, а настоящих, идейных борцов за свободу, которые не жалели жизни, ради светлого будущего всего человечества. Именно эти люди в первых рядах шли в бой и вели за собой остальных в грядущую Великую Отечественную, и они отстояли свою социалистическую Родину, отстояли ценой своей жизни, отстояли для неблагодарных потомков-приживал.
После прихода Красной Армии хлопцы доучиваются уже не в гимназии, а в трудовой школе, заведующим которой становится любимый преподаватель ребят, учитель истории Валериан Дмитриевич, который говорит: "Я хоть и украинец, но учился в русском университете - тогда царь не разрешал студентам заниматься на их родном украинском языке... Но сейчас-то мы с вами живем в Советской Украине, где большинство населения говорит по-украински. Вот и в нашей советской трудовой школе будут учить наш родной украинский язык, чтобы знать его хорошо".
Со своим учителем истории ребята, наконец, посещают подземелья Старой Крепости – символа городка, - где когда-то держали самого Устина Кармелюка. Примечательно отношение к Кармелюку в советский период и в нынешнее время мракобесия и шизофрении. Тогда он - народный герой, борец с панским засильем, украинский Робин Гуд, сейчас, оказывается, – бандит с большой дороги, мерзкий человечишка, "вполне себе экстремист", да и грабил в основном своих украинских сородичей. Поистине у каждого времени свой герой.
У Василя Манджуры и его друзей множество других приключений - и схватка с бандитами, и юношеская любовь, где дорогу Василю переходит все тот же Котька Григоренко, первая работа в совхозе, тяжелое ранение при попытке проникновения диверсантов со стороны Румынии, поступление в школу фабрично-заводского ученичества и много другое. Читается все это на одном дыхании, читателю прекрасным литературным слогом с национальным колоритом передается атмосфера перехода общества от старого к новому, восторг созидания чего-то прекрасного и множество трудностей на пути творцов.
Став заводским учеником, осознавая принадлежность к классу рабочих, людей труда, пролетариев, чувствуя свою причастность к великому делу, Василь преисполнен ненависти и презрения к пережиткам прошлого - мещанству, паразитизму, спекулянтам, нэпманам. Это чувство так сильно, что доходит и до перегибов. Он, с юношеским максимализмом, демонстративно готов не мыться, чтобы люди видели его выпачканную в фабзавуче рубаху и сожженные брюки. А в период работы в совхозе, после укора в мещанстве такого же молодого товарища, выливает купленный на первую зарплату одеколон на местного пса, о чем сразу жалеет. Тем более старший товарищ красный командир Полевой разумно проясняет: "Для гигиены почему же нет?"
В третьей книге ребята взрослеют, вступают в комсомол (коммунистический союз молодежи) доучиваются в школе фабзавуча, поступают работать на Первомайский завод в городе Бердянске. Становятся взрослыми людьми, оставаясь верными юношеским клятвам дружбы и делу революции. А дальше была война… Летчик Александр Бобырь погибает в воздушном бою в Испании еще в 1936. Моряк Юзик Стародомский погибает в бою с фашистами в родном городе. Инженер Василь Манджура, танкист-подполковник Петр Маремуха встречаются у Старой крепости у могилы расстрелянного 25 лет назад петлюровцами большевика, а бежавший Кость Григоренко - ненадолго возвращался из-за кордона в роли гитлеровского полицая.
В книге приводится выдержка из статьи в английской газете: "С большевизмом в России будет покончено еще в текущем году, а как только это случится, Россия вернется к старой жизни и откроет свои границы для тех, кто пожелает в ней работать". "Вы знаете, кто это пишет? Генри Детердинг, крупнейший нефтепромышленник мира. Он уже бросил миллионы золотых рублей на то, чтобы удушить большевизм, и не пожалеет еще столько же, лишь бы его планы осуществились", - так говорит сотрудник польской военной разведки при вербовке агентуры. Генри Детердинг, владелец «Royal Dutch Shell», широко известен своей ненавистью к коммунизму и щедрым спонсорством Гитлера. Разумеется, таких спонсоров и врагов Советского Союза было множество, огромные суммы денег были брошены на внешний и внутренний развал страны без угнетателей и угнетенных, без людоедской власти капитала. Да, в итоге они победили, произошла контрреволюция, но путь, путь в светлое будущее нам указан и, чтобы выжить, человечество непременно вновь пойдет по нему к социализму и коммунизму.
И напоследок, еще пару слов об авторе. В Википедии вы можете найти паскудные слова о Владимире Беляеве из "Дневника" писателя Юрия Нагибина. О самом Нагибине метко написал его издатель Ю. Кувалдин: "Это тот довольно-таки широкий советский круг, который не то что безбедно существовал при тоталитаризме, но прямо, надо сказать, барствовал, одновременно понося эту власть, так сказать, руку кормящую". В общем, представитель тех скурвившихся перерожденцев, гнилой интеллигенции, таких как Владимир Солоухин, Булат Окуджава, Иосиф Бродский, Станислав Говорухин и других, о которых мы поговорим как-нибудь предметно.
Так что, друзья, все это уже было, делайте выводы, изучайте историю, читайте "Старую крепость"!
 
 
PS. Отрывок из книги:
"Я, хлопчики, не могу натравливать людей одной нации на людей другой так, как этого хотелось бы петлюровцам. По мне, был бы человек честным, полезным обществу, а то, на каком языке он говорит, - дело второстепенное. Мне абсолютно безразлично: поляк, еврей, украинец или русский мой знакомый - была бы у него душа хорошая, настоящая, вот основное! И я всегда считал и считаю, что нельзя решать судьбу Украины в отрыве от будущего народов России... И никогда они мне не простят, что я первый рассказал вам правду о Ленине..."
Если вам понравилось:
+2
17:14
1554
Нет комментариев. Ваш будет первым!