Влад III Бесараб (Дракула)
Когда окинул цепким взором
Влад Цепеш вражескую рать,
Сипахи дрогнули, с позором
Азапы бросились бежать.
Один лишь взгляд, огнем горящий,
Башибузуков растоптал.
Как Сын Дракона настоящий,
Он силой духа побеждал.
Ни стрелы, копья, ятаганы,
Ни лай голодный аребуз
Не брали Дракулу, шайтаном
Его считал заброда-трус.
Бояре звали Скараоцки,
Когда он нА кол их сажал,
С скотами вел себя по скотски,
За храбрость верных награждал.
Герой румынского народа,
Оболган этот человек.
Во мраке видел он свободу
В тяжелый век, жестокий век.
Азапы – (от арабского «холостяк») род легкой пехоты в османской армии, иррегулярные вспомогательные войска авангарда. Роль лучников-азапов состояла в сдерживании противника, пока основные силы османов не построятся в боевой порядок.
Сипахи– (от персидского – «войско, солдат») разновидность турецкой тяжелой кавалерии.
Башибузуки – (в переводе с турецкого – «поврежденная голова») название иррегулярных военных отрядов османской армии, вербовавшихся , преимущественно, в Албании и Малой Азии.
Заброда - пришелец, чужак.
Скараоцки –(рум.) сатана, черт.
Влад III Басараб, также известный как Влад Дра́кула (рум. Vlad Dracula) и Влад Це́пеш (Vlad Țepeș) — господарь (воевода) Валахии в 1448, 1456—1462 и 1476 гг.
Прозвище Цепеш происходит от румынского țeapă [ц'äпə], то есть «кол», и буквально означает «Колосажатель». При жизни его так не называли. Впервые оно встречается в валашских документах через 30 лет после его смерти. Это был перевод прозвища, полученного правителем Валахии от турок и звучавшего как Казыклы( Kazıklı — от турецкого kazık [казы́к] «кол»).
Сам Влад гордо называл себя Дракул( Dracul - дракон), поскольку его отец Влад II Дракул был рыцарем ордена Дракона, созданного в 1408 году королём Венгрии (а впоследствии императором Священной Римской империи) Сигизмундом I Люксембургом. Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображением свернувшегося в кольцо золотого дракона, и Влад II при посвящении в рыцари в 1431 году также получил из рук короля медальон (орден) с драконом. Став господарем Валахии в 1436 году, Влад II поместил изображение дракона на монеты, а также на личную печать и свой геральдический щит, что стало причиной появления прозвища, которое затем унаследовал Влад III.
К 1470-м годам более распространённым стал вариант прозвища с буквой а на конце и сам Влад стал себя так называть- Дракула.
Владу III Бесарабу поставлено в Румынии множество памятников (фото снизу) и румыны считают его одним из своих главных национальных героев, борцом за независимость Румынии от турецкого ига.
Сведения о его зверствах сильно преувеличены. Началось все с нескольких памфлетов о зверствах и извращениях Дракулы, изданных в Европе на средства немецких колонистов их Семиграда (Брашова), которым Влад Дракула обрезал их права по свободной беспошлинной торговле в Валахии (что ущемляло валашских купцов).
И пошло -поехало. В мировой литературе прочно закрепился образ Дракулы как дьявола в человеческом облике.
Да, он был жестоким человеком, действующим по принципу – цель оправдывает средства. Но такой был тогда жестокий век. И годы, проведенные в качестве заложника султана (куда вместе с младшим братом Раду его отдал отец), и годы в заключении, и неоднократные покушения, предательство бояр и союзников ожесточили его.
По приказу Влада сжигались валашские деревни и поля, отравлялись колодцы на пути турецкой армии, вторгшейся в Валахию во главе с самим султаном Мехмедом, по численности в 20 раз превышающей войско Влада. Пред своей столицей Тыргови́ште (Târgoviște) он для устрашения устроил туркам «лес» из более 10 тысяч колов с посаженными на них турками, попавшими ранее в плен. А как он мог иначе сломить дух огромного турецкого войска, вторгшегося на румынские земли?
Из Википедии:
«В результате ночной атаки 17 июня 1462 года, во главе всего 7000 воинов, Дракула заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100—120-тысячную османскую армию султана Мехмеда II, перебив до 15 000 турок. В войне с турецкой армией применял «тактику выжженной земли». Чтобы нагнать страха на турецких солдат, всех взятых в плен турок, по его приказу, казнили сажанием на кол — той самой казнью, которая была «популярна» в Турции того времени. Мехмед II c турецкой армией вынужден был уйти из Валахии».
Победа была близка, но тут произошло предательство. Уже после отхода основных сил османов кто-то выдал им место, где прятались семьи валашской знати. И эта знать под страхом смерти своих жен, детей и родителей присягнула Мехмеду и его ставленнику Раду, младшему брату Влада.
Влад с горсткой товарищей бежал на север, в Венгрию, к своему «союзнику» королю Матьяшу, который не прислал ему обещанного подкрепления, а стоял на границе с войском и выжидал, кто победит. В Венгрии по приказу короля Дракула был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.
Еще о «зверствах» Дракулы.
Однажды на Пасху он пригласил бояр с их семьями на пир и приказал их всех перебить. Некрасиво поступил. Но это были именно те бояре, которые участвовали в убийстве его отца Влада II Дракулы и его старшего брата Мирчу ( причем брата закопали живьем). Закон кровной мести, жестокий век.
Влад карал смертью ( сажал на кол) за воровство и бродяжничество. Перед этим всем бродягам предложил по участку из своих земель и инструмент для ее обработки. По некоторым сведениям, казнили не только воров, но и их семьи. Жестоко. Но воровство прекратилось. Вообще прекратилось. В центре города у источника с питьевой водой стоял золотой (или позолоченный) кубок. Чтоб прохожий мог напиться. Без всякой цепочки, просто стоял. И его никто не крал.
Как писал с удивлением один итальянский купец, в Валахии он мог нечаянно уронить на дороге кошелек и на второй день вернуться и найти его нетронутым. Когда этот купец просил у хозяина гостиницы охрану для своего товара, который остался на улице, тот рассмеялся и сказал, что товар никто не тронет. Купец всю ночь переживал а утром увидел, что реально не тронули.
И это не легенды, множество путешественников это подтверждали.
Вместе с ворами и бродягами исчезли и «помощники» турок, ибо именно воры и бродяги помогали добывать туркам сведения о стране за небольшое вознаграждение.
Вот такой «зверь» был Влад Дракула.
Там еще случай был (описанный в хрониках), когда Влад Дракула приказал прибить турецким послам тюрбаны к головам (чтоб не потеряли), поскольку они не захотели их снять перед ним. И девушка-переводчик Нелли Тодд пишет в комментарии, мол ничего страшного, с гвоздем в голове можно жить, это не смертельно. Сомневаюсь я, однако.