Издать книгу

Детство (1941-44 годы в уральской деревне). Князь Андрей на свекольном поле.

 

     Князя Андрея Болконского с помощью мамы "привел" на свекольное поле наш отец в один из поздних вечеров конца лета 1943 года. Это поле с богатым урожаем сахарной свеклы в ночное время охранял наш отец. Через поле от соседнего села в районный центр проезжали время от времени обозы: мало ли что, время было голодное, свекла крупная, сладкая... Мы с братом соорудили шалаш, чтобы отцу было где отдохнуть или укрыться от возможного дождя.

     Почему именно нам было так дорого это поле? Дело в том, что помимо многочисленных домашних дел у каждого из нас: кормёжка без магазинов или рынка. стирка, две козы и т.д. (для мамы), прополка, окучивание картофеля в  большом огороде и др. (для папы), распилка бревен, рубка дров на долгую зиму, сено для коз, полив огорода и т.д. (для нас с братом), т.е. помимо всего этого у нас ещё была добровольная обязанность работать в колхозе. Нас не принуждали, но отец твердо заявил: время трудное и мы должны колхозу помогать. Мы и помогали.

     Весной 1943 года ситуация в колхозе сложилась особенно трудная: не хватало зерновых для посева - ржи, пшеницы. Каким-то образом в колхозе оказались семена сахарной свеклы. Эта культура не для сурового климата - она очень чувствительна к заморозкам. В колхозе ее никогда не было. Но и особого выбора не было. Поле под свёклу вспахали и засеяли. Ростки взошли довольно густо.Вместе с ними взошли ростки сорняков. Председатель колхоза послал туда работниц для прополки. Среди них была и наша мама. Колхозницы, не имея опыта работы с такой культурой, зачастую вместе с сорняками вырывали стебельки свеклы. Мама это заприметила, ведь у нее уже был большой опыт работы на украинской земле. Поняла, что так можно потерять весь урожай и сделала председателю удивительное предложение, на которое тот с радостью согласился. Так, говорит мама, дело не пойдет: давай я с моими ребятами прополю тебе все это поле, а колхозниц используешь на других работах. Ну как не обрадоваться!!

     На следующее утро выходим в поле. Мама берет себе сразу четыре ряда, нам предлагает становиться по обе стороны от нее (так лучше видно нашу работу) и взять по два ряда (нет бы мне один, а брату три, как разница в возрасте). Работаем с утра до вечера. Пока, действительно, не очистили от сорняков все поле. А было оно, надо заметить, очень немаленькое: мне казалось, что заканчивается оно где-то за горизонтом...Но теперь оно очень красивое, со строгими рядками свекольных колосков, которые, освободившись от паразитов, стали быстро набирать силу.

     К осени выросли очень большие, тугие корнеплоды. Из одного можно было умеючи приготовить сытный для нас с братом обед. Для колхоза это поле стало большим богатством. А богатство, как известно, требует охраны и доверили это ответственное и опасное дело нашему отцу, учитывая, наверное, его опыт участия в первой мировой войне...

     Мы с братом по вечерам зачастую приходили навестить отца. Разжигали костер - хворост собрать было не проблема - кругом леса. В один из таких вечеров мы все уселись вокруг уже полыхающего костра. Смотрим в небо, оно чистое, без облачка. Отец тоже в него смотрит. Тишина. И вдруг отец начинает говорить об Андрее Болконском. Мы заслушались. Редкий случай, когда отец так разговорился, поэтому слушать его было особенно интересно. Оказалось, что отец удивительный рассказчик. Как я позже узнал, он прекрасно знал русскую классическую литературу: Толстого, Чехова, Достоевского и о многих героях их произведений мог рассказать, например о Братьях Карамазовых или о Черном Монахе...

   Но почему именно в этот тихий вечер о князе Андрее? Может быть потому, что небо, в которое сейчас смотрел отец, напомнило ему небо, о котором размышлял Болконский, лёжа в поле под Аустерлицем, тяжело раненый и истекающий кровью. "Где оно, это высокое небо, которого не знал до сих пор и увидел нынче?.. И страдания этого я не знал также." - думал Андрей. Отец рассказывал, как князь Андрей "стонал тихим, жалостливым и детским стоном.»Как князь к вечеру затих, тяжело страдая. "Да, я ничего, ничего не знаю до сих пор. Но где я?" И далее, как подъехали французы и среди них сам Наполеон. И о мыслях князя Андрея о Наполеоне, о тихой жизни и спокойном счастье князя в его имении.

     Наверно о чем-то подобном, о тихом счастье в том месте, где родился и прожил до Первой мировой, думал до этого рассказа и отец. О своей непростой жизни в годы революции, гражданской войны, о перенесенной тяжелейшей операции. О с великим трудом налаживании новой жизни на земле, начиная с землянки и заканчивая "раскулачиванием", так как излишки масла, молока, сметаны стали продаваться в городе, чтобы прикупить там одежду и прочее. И теперь снова война и так без конца. Выручает Толстой и его бессмертный "Война и Мир", как он выручил меня в тяжелейшей ситуации много лет спустя...Наверно поэтому с таким волнением и нежностью об этом рассказе отца я вспоминаю до сих пор.

     Урожай сахарной свеклы сняли большой. Маму премировали полным мешком этого сладкого богатства. О ней с благодарностью говорили по районному радио.


 

+2
19:39
287
Нет комментариев. Ваш будет первым!