Голосование
Как часто вы пишете стихи?

Поделитесь, как часто вы пишете стихи.

Жанр рецензии

Жанр рецензии
РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - "рассмотрение") – отзыв, разбор и оценка художественного, научного, научно-популярного произведения, произведений театрального искусства, кинематографа, пластических искусств, выставки, шоу и т.д.; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Р. обычно включает:

а) минимальную информацию о содержании произведения (либо о предмете анализа и оценки, не имеющем текстового выражения);
б) явное или "подводное" соотнесение произведения (предмета) с другими, сходными по тематике и проблематике;
в) характеристику произведения (предмета) с точки зрения проблематики; места в творчестве отдельного автора, в творческом процессе эпохи, в жизни общества;
г) оценку произведения рецензентом.

Основная задача рецензии – это, как только что было указано в определении, обращение к произведениям литературы, театрального искусства, кинематографа, но, в условиях постмодерна, - также к любым явлениям и предметам окружающего мира, о которых еще никто не писал (по возможности), по поводу которых не успело сложиться определенное мнение. При разговоре о таком произведении (предмете, явлении) пишущему нужно рассмотреть его в контексте современной жизни: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность (в лучшем понимании этого слова) является непременным признаком любой рецензии.

Если же "предполагаемые обстоятельства" не допускают свободы выбора текста (предмета), то возможен иной путь: заострить полемический аспект рецензии, столкнув разные суждения критиков и предложив свой вариант взгляда на произведение (предмет, явление).

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения (рассмотрения).

Принципы рецензирования

Отношения между рецензентом и автором - творческий диалог при равном положении сторон.

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному (увиденному, услышанному), это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением (предметом, явлением), но на основе:

- элементарных познаний в теории литературы (либо других искусств, наук, естествознания) и
- подробного анализа произведения (предмета, явления).

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме “нравится - не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

Авторское “я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Поэтика рецензии

Зачин. Он должен содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации. Однако начинать, что называется, "ab ovo" - например, с фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как "сначала Земля была огненным шаром"… Началу рецензии следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.

Вариантами зачина могут быть: цитата из рецензируемого текста; впечатления рецензента; высказывание критика, суждение которого автор рецензии "с текстом в руках" решил опровергнуть; вопрос, требующий разрешения; наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Тон и стиль рецензии должен соответствовать жанру произведения. Нельзя писать о юмористическом рассказе теми же словами, что и о тексте с драматической фабулой.

Литературоведческая этика требует от рецензента, чтобы он кратко(!) познакомил читателя с содержанием текста (фильма, спектакля). От такого краткого пересказа требуются не просто продуманность, целостность, но и ориентированность на главные проблемы работы.

Рецензии на фильмы, спектакли и произведения художественной литературы (когда речь идет о новинках, а не классических, широко известных работах) зачастую должны нести в себе интригу; в подобных случаях не стоит рассказывать весь сюжет произведения, иначе читатели потеряют к нему интерес. Наиболее интересно читать рецензию, в которой есть завязка и развитие сюжета, без упоминания о том, что происходит в кульминации.

Обязательно следует отметить интересные, необычные моменты, например, нетрадиционную манеру изложения, какие-то аспекты стиля и т.д., - иными словами следует, прежде всего, остановиться на анализе самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии. К примеру, рецензент не разделяет идей писателя или вовсе не в восторге от способа их подачи, однако если эти идеи или этот способ являются яркими моментами произведения, его "изюминкой", он не вправе о них умалчивать.

Приступать к субъективной оценке произведения следует лишь после объективного анализа. Оценка может быть сколь угодно спорной, но в случае если субъективный взгляд базируется на понимании сущностных моментов произведения, он не будет производить впечатления оригинальничанья и надуманности.

Рецензия - жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу этого требующий включения некоторых приемов "оживления" текста (риторические вопросы, стилистические фигуры, тропы, обращения, использование модели "по моему мнению" и т.д.).

Рецензии бывают трёх уровней:

– рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя,
– рецензия произведения в контексте творчества писателя;
– рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.

Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.

Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.

Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.

Виды рецензий

– развернутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции.
– небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
– эссе; это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
– авторецензия, в которой излагается взгляд автора на свое произведение.

Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку, становится обзором (обозрением).

Примерный план рецензии на произведение художественной литературы

А. Библиографическое описание книги/произведения (автор, название, издательство, год выпуска)

Б. Краткий пересказ содержания произведения.

В. Критический разбор или комплексный анализ текста:

– Смысл названия книги/произведения.
– Особенности сюжета и композиции.
– Язык и стиль произведения.
– Мастерство автора книги/произведения в изображении характеров героев.

Г. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:

– Актуальность проблематики/тематики произведения (Помните, что актуальность темы не требует доказательств, не вызывает сомнений и должна быть вполне очевидна).
– Основная мысль рецензии.

Примерный план рецензии на кинофильм (спектакль)

– Жанр фильма.
– Кто является автором сценария, кто поставил фильм.
– Ключевые актеры и их герои.
– В какое время и где происходят события.
– Краткое описание завязки.
– Если в основе фильма лежит литературное произведение, то необходимо сравнить режиссерский замысел с литературным произведением.
– Если фильм является самостоятельным произведением, сравните его с теми, что вы смотрели ранее, укажите на сходства и различия.
– Основные (на ваш взгляд) достоинства и недостатки фильма.
– Личное впечатление.

Рецензия и отзыв

Отзыв, в отличие от рецензии, дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации. Самое главное в отзыве - выделить основную идею текста и написать, чем это идея отличается от всех остальных. Так сказать, выделить значимость идеи в современных реалиях.

Отзыв должен включать в себя:

– предмет анализа;
– актуальность темы;
– формулировку основного тезиса (Необходимо указать центральный вопрос произведения, самую заметную идею творчества);
– краткое содержание работы (В данном пункте не надо пересказывать сюжетную линию, надо дать общую оценку произведения, рассказать, в чем именно автор проявил умение и мастерство, какие новшества он ввел своей работой);
– недостатки, недочеты (Следует отметить, в чем именно у вас возникли сомнения, что бы вы могли отнести к недостаткам текста, снижают ли уровень литературного произведения эти ошибки);
– выводы (Здесь можно указать на оригинальность или вторичность идеи, сделать выводы, касаемо новых этапов творчества автора).

Рецензия и статья

Разница между статьёй и рецензией - в предмете анализа и его объёме. Рецензия должна охватывать произведение (предмет, явление) в целом, статья - лишь одну определенную грань, аспект (напр., в художественном произведении: сюжетно-композиционный, пространственно-временной, речевой).

Типичные ошибки

– подмена анализа и интерпретации произведения пересказом (нередко подробным);
– подмена рецензии отзывом (отзыв – только часть рецензии);
– отсутствие аргументации;
– фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;
– «оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы;
– неясность позиции рецензента;
– перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);
– преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;
– неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.
11:29
118